Как выбрать подъемник

Автор: Николай ПИМЕНОВ


Подъёмник для автосервиса – предмет первой необходимости

На современном, хорошо оснащенном СТО, могут быть смотровые канавы, эстакады, но обязательно  подъёмные устройства. Инженерные строения и механизмы для подъёма техники участвуют практически во всех ремонтных технологиях, и починить автомобиль без них часто не представляется возможным.

подъемник для СТО

Подъёмное оборудование для СТО – это обширная группа устройств, в которую входят домкраты, опрокидыватели, лифты, передвижные краны, а также автоматические автомобильные подъёмники, и о них – в этой статье.

как выбрать подъемник

Гидравлика – это перспективно

У того, кто хоть раз занимался самостоятельно ремонтом ходовой части, кому необходимо было осмотреть, очистить и выполнить работы в нижней области автомобиля, безусловно, вопросов по поводу преимущества подъёмников перед смотровыми ямами и канавами не возникает. Как здорово, когда автомобиль можно зафиксировать на удобной для механика высоте, «подобраться» снизу и сбоку к мотору, ходовой, подвеске, трансмиссии, не говоря уже о том, что подъёмники обеспечивают нормальные гигиенические условия труда для механика.

Конструкции современных подъёмников, используемых на СТО, прежде всего различаются типом главного привода и кинематической схемой. Поднять над опорной поверхностью автомобиль можно только с помощью механизированного оборудования, которое приводится в действие электроэнергией, преобразованной в приводе подъёмника в механическую энергию. Промышленность предлагает подъёмники для автосервисов с тремя типами приводов: электромеханическим, электрогидравлическим, и, встречающимся достаточно редко, электропневматическим.

Надо отметить, что отечественные производители, в частности, ДАРЗ, выпускают электромеханические подъёмники уже многие годы, поэтому сегодня наши подъёмники работают как на крупных СТО, так и в совсем небольших мастерских. Доля российских моделей на рынке электромеханических подъёмников страны около 40 %. Эти устройства очень надёжны, а цена их вполне доступна для среднего СТО.

Но в то же время всё большей популярностью пользуются подъёмники с гидроприводом. Дело в том, что в механических передачах огромное значение имеет качество обслуживания трущихся пар. Если смазка в нужный узел по каким-то причинам не поступает или она загрязнена абразивной пылью, то начинает происходить интенсивный износ поверхностей трения в паре «винт-гайка», в синхронизирующих передачах, что приводит к необходимости проведения дорогостоящего и сложного ремонта , требующего порой демонтажа всего подъёмника.

Гидравлический привод гораздо более неприхотлив, да и ремонтировать элементы гидравлики проще и значительно дешевле. Безусловно, подъёмники с гидроприводом требуют периодической проверки герметичности соединений трубопроводов, целостности РВД, контроля степени натяжения тросов в системе синхронизации, поддерживания необходимого уровня масла в гидростанции, а также замены его каждые 2-3 года, в соответствии с рекомендациями производителя. Но при соблюдении несложных процедур по техобслуживанию подъёмники с гидроприводом работают долго, экономично, и, что немаловажно для работников СТО, очень тихо.

Одна, две, а лучше – четыре…

Наибольшее распространение получили сегодня подъёмники, основным элементом которых является подъёмная стойка. Принцип работы таких подъёмников можно рассмотреть на примере одностоечного электромеханического подъёмника: подъёмная каретка, к которой крепятся телескопические рабочие лапы, подхватывающие автомобиль, приводится в движение электродвигателем через редуктор и винт, и, перемещаясь поступательно, поднимает либо опускает часть транспортного средства.

подъемник

Одностоечные, особенно стационарные, подъёмники используются на СТО довольно редко, а вот «работу» комплектов из 4-8 мобильных подкатных одностоечных подъёмников можно наблюдать во время ремонтов длинномерных грузовиков, полуприцепов, автобусов.


Электромеханические 2-стоечные подъёмники с одним либо двумя двигателями устроены принципиально так же, как и одностоечные. Но для одновременного подъёма/опускания кареток необходимо, чтобы вращение, задаваемое двигателем, установленным на т.н. «моторной» стойке, передавалось синхронно на ведомую стойку. Для этого в конструкцию подъёмника включают карданную, цепную или зубчатую передачу, действующую с передаточным отношением 1:1. «Одномоторные» подъёмники с двумя стойками предлагаются как с нижней либо с верхней «синхронизацией». В первом случае передаточный механизм располагается в раме, на которой закреплены стойки подъёмника. Рама может стационарно закрепляться на полу, или же опускаться в заранее вырезанное занижение в полу, благодаря чему оказывается «заподлицо» с полом. Это упрощает заезд машины на подъёмник. 


В конструкциях «с верхней синхронизацией» стойки крепятся к полу анкерными болтами, а передаточное устройство помещается в короб, жёстко соединяющий стойки сверху.

В электромеханических подъёмниках с двумя электродвигателями при нажатии на кнопку управления каждый двигатель приводит в движение «свою» каретку в стойке, на которой он установлен, а электрическая синхронизация обеспечивает параллельность совершения поступательного движения обеими каретками. 


В этой конструкции обе стойки жёстко крепятся анкерными болтами непосредственно к полу.

Принцип работы 4-стоечных платформенных подъёмников мало чем отличается от работы 2-стоечных. Но надо отметить, что 4-стоечные  наиболее универсальный вид автоподъёмников. Только их помощью высокачественно выполняют диагностику, настройку, обслуживание ходовой части, рулевого управления и т.д. Для удобства выполнения отдельных видов работ существуют разновидности 4-стоечных подъёмников: с «гладкими» платформами, со встраиваемыми в платформу мини-лифтами, с траверсными домкратами и т.д.

Однако 4-стоечные имеют один крупный недостаток – оборудование занимает довольно большую площадь, поэтому, учитывая насыщенность оснасткой и устройствами современных СТО, и, как следствие, дефицит производственных площадей, далеко не каждая мастерская «решается» на приобретение 4-стоечной конструкции.


Все варианты стоечных подъёмников с электромеханическим приводом предлагаются на рынке также и с приводом электрогидравлическим.

Есть ли альтернатива «стойкам»?

Несмотря на то что на наших СТО до 90% используемых подъёмников – это 2- и 4-стоечные, поскольку они действительно универсальны, предоставляют механикам отличный доступ к днищу и ходовой части машины, отличаются от подъёмников других типов достаточно низкой стоимостью, при эксплуатации этого оборудования проявляются и недостатки. Например, 2-стоечный подъёмник, поднимая автомобиль, одновременно ограничивает доступ к его окнам, дверям, и делает практически невозможным кузовной ремонт в поднятом положении.


Есть и другие «претензии», но главным «минусом», по мнению многих экспертов, является то, что 2-стоечные подъёмники, не говоря уже о 4-стоечных, перегораживают ремонтный бокс, создавая непреодолимые сложности для маневрирования автомобилей.

В условиях ограниченного пространства решением проблемы могут стать многочисленные модели малогабаритных ножничных автоподъёмников, выпускаемых с длинными и короткими платформами. При установке на СТО их монтируют либо просто на пол, либо в заглублённую нишу, и тогда подъёмник в сложенном состоянии не выступает над уровнем пола, и при заезде автомобиля на подъёмник гидравлический ножничный механизм поднимает его на рабочую высоту от 0,45 до 1,8 м.


Разновидностями ножничных являются подъёмники пантографного и параллелограммного типа. Параллелограммные компактные подъёмники с электропневматическим приводом используют, главным образом, в мастерских по ремонту мототехники, гидравлические находят применение на участках кузовного ремонта и в шиномонтажах, в камерах покраски. Параллелограммные не требуют крепления и полу, их рабочая высота  не более 1,2 м.


Пантографные подъемники выпускаются с короткими платформами для подхвата автомобиля под кузов. По коэффициенту использования производственной площади и удобству выполнения ремонтных работ на автомобиле эти подъемники опережают любые стоечные.


Проблему рационального использования свободного места в небольшом ремонтном боксе решают также установкой плунжерных подъёмников. Модели этих подъёмников разнообразны в точки зрения конструкционных решений и компоновке рабочих органов. Подъемное устройство состоит из одного, двух или четырех плунжерных гидроцилиндров, оно считается наиболее надёжным среди использующихся в автоподъёмниках других конструкций. Плунжерные незаменимы на универсальных постах ТО, в пунктах диагностики и контроля, на мойках и участках антикоррозионной обработки. Они занимают минимум производственной площади, в то же время обеспечивая максимальные удобства механику, просты в эксплуатации, не требуют серьёзных затрат труда и времени на своё обслуживание. Учитывая эти показатели, многие эксперты сходятся во мнении, что плунжерные подъёмники в дальнейшем будут использоваться всё более и более широко.

подъемник

От выбора автоподъёмника во многом зависит качество ремонтных процессов, поэтому недооценивая их роль в работе СТО, владельцы теряют не только часть прибыли, но, порой, что более важно, авторитет и клиентов.



Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.




DeVilbiss - теперь цены в рублях









Подписка на новости

Ваш e-mail