09 мая 2024,
19:05
Москва

Стартер щёлкает, но не крутит. В чём причина?

30 мая 2023

Стартер щёлкает, но не крутит. В чём причина?

Для того чтобы завести мотор необходимо принудительно провернуть коленчатый вал двигателя. Если отбросить овеянную легендами и устаревшую конструкцию, именуемую «кривой стартер», то первичный импульс коленвал получает от электромотора, собственно и именуемого стартером, посредством зубчатого венца коленвала и зубчатого привода, именуемого бендиксом. Тот факт, что стартер щёлкает, но не крутит, совсем не повод менять этот, не такой уж и дешёвый узел. Хорошая новость в том, что стартер подлежит ремонту, а причины щелчков могут крыться не только в его неисправностях.

Ищем причину того, что стартер щёлкает, а не крутит

Слабый заряд АКБ — частая, очевидная и легко устранимая причина щелчков. Когда пусковой энергии недостаточно для побуждения стартера, то о каком эффективном запуске можно говорить? Дальнейшие действия также достаточно очевидны, как эксплуатировать, проверять и заряжать аккумулятор мы писали не раз.

Плохой контакт в замке зажигания. Для диагностики этой проблемы необходимо разобрать этот узел (как правило, оплавленные контакты говорят сами за себя) или использовать заведомо исправный замок.

Проблемы в цепи управления. Щелчки при попытке запуска двигателя могут свидетельствовать о проблемах с электронными датчиками, такими как прерывания сцепления или положения рычага селектора КПП, например. Диагностировать проблемы с электроникой легко, когда есть соответствующее ПО, и на соответствующем ЧТО оно присутствует.

Истирание и поломка зубьев бендикса и венца маховика. К истиранию зубьев может привести некачественная работа втягивающего реле (см. ниже) в течении достаточно длительного времени. Иногда, эту проблему решают переустановкой зубчатого венца на более сохранившуюся сторону. Щелчок при запуске двигателя при таком характере неисправности, скорее всего, будет однократным, что, впрочем, не является исключительным признаком этой неисправности.

Поломки стартера. Как мы уже говорили, стартер — агрегат ремонтопригодный. Щелки, не приводящие к запуску двигателя, могут свидетельствовать о замыкании обмоток стартера, неисправности щеточного узла, износе втулок и подшипников и замыкании обмоток. Без демонтажа и разборки стартера вряд ли удастся на 100% выявить неисправность.

Ослабленные, окисленные и обгоревшие провода и контакты. Болтающаяся клемма аккумулятора входит в топ причин щелчков стартера, не приводящих к запуску двигателя. Щелчок может быть однократном или в виде «мелкой дроби», но начав с аккумулятора, определённо имеет смысл визуально и тактильно оценить состояние проводов и контактов, задействованных в питании втягивающего реле.

Неисправность втягивающего реле. Пожалуй, самая популярная причина щелчков в подкапотном пространстве. Втягивающее реле обеспечивает выброс бендикса для передачи пускового усилия на зубчатый венец маховика. То есть роль пускового реле короткая, но «яркая». Оно же подаёт питание на щётки стартера и отключает механизм запуска.

Неисправность стартера

Что делать, если стартер щёлкает, а двигатель не запускается

Ну, по традиции, в этой части статьи следовало бы описать способы тестирования стартера и втягивающего реле на машине и после демонтажа. А смысл? Механики и электрики и так всё знают, а для среднестатистического водителя есть простой алгоритм действий.

  1. Проверяем очевидное. Слабый контакт на клеммах аккумулятора и далее по схеме — легко устранимы и достаточно часто являются причиной проблемы.
  2. Изучаем схему расположения предохранителей или отдельного электронного блока, отвечающего за управление запуском двигателя. И то, и другое несложно в замене и на многих моделях достаточно наличия запасного предохранителя или электронного блока, являющегося неремонтопригодной «вещью в себе». Это настолько элементарные и недорогие элементы, что можно положить их в багажник и забыть до часа Х.
  3. В принципе можно иметь в запасе и втягивающее реле, но доступ к нему прост далеко не на каждой машине. Лучше изучить этот вопрос заранее.

На практике, если вы не нашли очевидных и легко устранимых проблем (нарушенных контактов и сгоревших предохранителей), выраженных в молчании двигателя и характерных щелчках, то лучше вызвать эвакуатор и доверить дальнейшую диагностику специалистам. К сожалению или к счастью, современные автомобили оставляют нам всё меньше пространства для «народного» креатива в ремонте. Надеемся на отечественный автопром и вторичный рынок.

Здоровья вам и вашему автомобилю. Удачи на дорогах!

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи