«Я и печник, и плотник…»

Автор: Дмитрий ТИХОВ


Слова, принадлежащие персонажу сказки «Кошкин дом», коту Василию, который был мастером, хоть и не относятся напрямую к кузовному ремонту, но все же как нельзя точно отражают суть требований рынка труда и постоянно напоминающего о себе кадрового вопроса в технических областях, в частности, в авторемонте.

В учреждениях среднего специального образования, готовящих специалистов автомобильной отрасли, а точнее, для автомобильного сервиса, сложилась интересная ситуация. Подготовка идет в основном по 5-6 специальностям, а рынок труда в сфере ремонта и обслуживания автомобилей требует специалистов не менее чем по 20 направлениям деятельности.

Особенно остро ощущается потребность в специалистах малярно-кузовного ремонта. Ремонтный автопарк в России вырос, и его емкость будет сохраняться еще долго, несмотря на спад продаж новых автомобилей. Фактором роста спроса на услуги малярно-кузовных цехов является дорожная ситуация в стране – плохое качество дорог, и как следствие, повышенная аварийность. Добавим к этому и низкую культуру вождения. Эти факторы способствуют росту числа мелких ДТП и аварий средней тяжести, а значит, снабжают станции кузовного ремонта стабильно высоким объемом ремонтного ресурса. Работой, в рамках которой приходится выполнять или восстановительный ремонт кузова, или устранять мелкие царапины, сколы и неглубокие вмятины. В таких условиях кузовным станциям всегда будут нужны квалифицированные кадры. Вот только где их взять в достаточном количестве и качестве?

В попытках найти ответ на этот и другие вопросы по подготовке специалистов кузовного ремонта, я решил сравнить систему подготовки по направлению малярно-кузовного ремонта в России и за рубежом. Результат оказался весьма интересным.

Для тех, кому пришлось учиться в ПТУ или техническом колледже с автомобильным уклоном, не будет новостью то, что по большей части все занятия проходят в аудиториях, и лишь малая часть учебного времени отводится на лабораторные и практические занятия. Производственные практики, как правило, проходят в течение 1- 2 месяцев, и направлены они на освоение базовых операций по сварке, разборке и сборке узлов и агрегатов, а также по техническому обслуживанию автомобиля в целом. Непонятно, по каким причинам из практик исчезло такое важное направление как кузовной ремонт и малярные работы. В конце 90-х-начале 2000-х годов в учебной программе это направление полностью отсутствовало. Сегодня в учебных рабочих программах эти направления автосервисных работ почти никак не отражены. И даже если они там есть, то носят в основном теоретический характер, а на практику отводится лишь несколько часов. Все по принципу: «Смотрите внимательно! Повторять покраску не будем, т. к. дверь всего одна. Вот как это правильно делается, желающие сделать один проход есть? Нет? Ну, тогда все на сегодня». Но так нельзя.

Учебных программ по-прежнему нет, и не во всех ПТУ и колледжах есть люди, готовые взяться за возрождение этого направления. Но, похоже, что лед тронулся! Вот только не у нас, а у наших соседей в Белоруссии. С большим удовольствием я прочел в журнале «КУЗОВ» статью о минской «Школе ЭПИО». Браво, коллеги! Школе всего год, но специалистам удалось найти тот правильный курс, то единственно верное направление в подготовке кадров. В особенности понравилось название одной из специальностей: эффективный маляр. Именно эффективность и профессионализм сейчас важны, как никогда. Ресурсы и расходные материалы дороги, и каждый вложенный рубль должен принести ощутимую прибыль.

В чем же их секрет подготовки? Я позволю себе процитировать: «Подход «Школы» основывается не только на обучении, но и воспитании определенного отношения к делу и культуре производства. Мы отталкиваемся от азов, закладываем базовые навыки, без которых сложно развиваться в профессии…» И в качестве примера приведена схема подготовки: «Общая длительность курса составляет 7 недель (запомним эту цифру), в течение которых учащиеся 5 дней в неделю по 8 часов в день осваивают профессию. Основной фокус сконцентрирован на приобретении устойчивых навыков, то есть на том, что называется «руку набить». 280 часов практики – это не шутка, но и не предел! Для реализации таких серьезных учебных планов нужна соответствующая материально-техническая база и серьезная поддержка всех заинтересованных сторон в лице СТО и производителей материалов и оборудования для кузовного ремонта. Сама программа должна всему этому соответствовать, быть гибкой к возможности модернизации, т.е. меняться по требованию работодателя, а не по ФГОСам, которые сейчас уже почти не отвечают требованиям рынка труда.

Увы, не все учебные заведения даже сейчас имеют хотя бы десятую часть таких ресурсов и подходящий педагогический состав. Ведь нужны специалисты, не только думающие головой, но обладающие серьезной практикой, «набившие руку». Также нельзя сбрасывать со счетов вопрос в необходимости постоянной модернизации учебной программы. В качестве примера варианта подготовки, к которому мы должны стремиться, я приведу американский институт Universal Technical Institute и его программу «Ремонт автомобилей и технологии ремонтной окраски» (CRRT, Collision Repair and Refinish Technology).

Это программа обучения для специалистов по кузовному ремонту. Это означает, что ни о каких второстепенных предметах, вроде физкультуры и экономики, речь не идет – только специальные дисциплины и как можно больше практики руками, в которых будет только самый современный и производительный инструмент. В общем, 51 неделя (вспомним про 7 недель для «эффективного маляра», что тоже, повторюсь, немало) - только общение с «железом», профессиональными тренерами и коллегами в команде. Тут уж хочешь-не хочешь, а мастера в области правки кузова и покраски из тебя все равно сделают. Вот как выглядит весь курс:

Благодаря этому курсу можно получить профессиональную подготовку и сделать карьеру в сфере кузовного ремонта. Обучающиеся узнают все тонкости технологии ремонта, а также получают практические умения и навыки, необходимые для того, чтобы оценить стоимость ремонтных работ на всех этапах технологического процесса. Программа обучения включает в себя пять различных модулей, которые вместе охватывают все аспекты кузовного ремонта и ремонтной окраски автомобиля. Учебный план основан на отраслевых стандартах I-Car. Он разрабатывался в соответствии с требованиями заводов-изготовителей, то есть учитываются не только образовательные стандарты, но и требования рынка услуг в сфере кузовного ремонта. Цель программы – дать студентам квалификацию начального уровня специалистов по кузовному ремонту, дать им базовые знания и навыки по кузовному ремонту транспортных средств. Программа обучения готовит студентов к работе начального уровня на дилерских или независимых СТО, а также в корпоративных автопарках.

Необходимо также рассказать и о модулях. Нашим творцам учебных программ в ССУЗах неплохо бы взять эту программу в целом и модули, в частности, на заметку, в качестве отправной точки. Ниже я приведу краткое описание трех основных модулей. Количество учебных часов можно найти в таблице.

Модуль I: Ремонт неструктурных элементов кузова (Деталь кузова. Выравнивание)

Содержание модуля: требования по безопасности в сфере кузовного ремонта, средства индивидуальной защиты; обучение анализу актов повреждения автомобиля, оценка ущерба, разработка плана ремонтных работ. В рамках лабораторных работ: снятие отделочных панелей, дверных ручек и замков, снятие и разбор дверных панелей, установка бамперов, проверка дверных уплотнителей. Начало работы над профессиональными навыками.

Модуль II: Ремонт конструкции (Сварка и резка)

Содержание модуля: изучение принципов сварки в среде инертных газов (MIG), методы кислородно-ацетиленовой и плазменной резки; особое внимание уделяется изучению техники безопасности. Обучение использованию аппаратов для сварки алюминия и стали; методы выравнивания сварных швов; изучение установки и использования оборудования для кислородно-ацетиленовой и плазменной резки.

Модуль III: Ремонтная окраска (Введение в ремонтную окраску)

Содержание модуля: изучение техники безопасности для работ по подготовке поверхностей, изучение технологии снятия лакокрасочного покрытия, подготовки поверхностей под нанесение герметика, технологии ремонта сколов; изучение методов анализа существующих технологий подготовки поверхностей.

Жаль, но в статью нельзя вставить видеофайл, который наглядно бы продемонстрировал вышесказанное. Судя по описанию модулей, они полностью заточены под обучение в процессе практических действий. Почти полное отсутствие академичности, во главе угла стоит ДЕЙСТВИЕ, что и является важнейшим критерием при получении определенного результата. Работодателям нужны сотрудники, готовые с минимально возможным сроком «ввода в строй» начать приносить прибыль. На раскачку времени нет! Мы же до сих пор покорно следуем тому, что указано в законе об образовании. В угоду тому, что написано на бумаге. Прежде чем «воевать» за знания, умения, навыки, нужно подготовить тылы. Иначе первый бой за умы может оказаться последним. Можно приобрести много нового оборудования для лабораторий, но если нет тех, кто сможет грамотно использовать его в учебном процессе, то пользы от него не более чем от металлолома. Чужой опыт у нас не приветствуется, не анализируется. Я не сторонник слепого копирования, но идеи и их практическая реализация в вышеуказанных учебных заведений заслуживают как минимум внимательного изучения и взвешенной оценки. Там есть рациональное зерно, его только нужно найти. Умные люди всегда учились на чужих ошибках. Сидеть за партами можно и в лаборатории, со стоящими за спиной стендами и рабочими местами. Прочли задание, уяснили, подошли к учебным стендам и провели практическую работу – и так на каждом занятии. На каждом! Это один из выходов из тупика, в который мы попали из-за излишней академичности и закостенелости среднего профессионального образования, в сферу прикладной, практической направленности СПО. Пора «вылезать из-за парт и вставать к станкам». Пора начать задавать правильные вопросы и грамотно, со знанием дела, расставить приоритеты в нашей системе профессионального образования.

Сергей Клешнев, руководитель направления обучения ООО «Аудатэкс»: «На большинстве дилерских станций работает квалифицированный персонал, в достаточном объеме владеющий информацией по кузовному ремонту. Особенно стоит отметить работников монобрендовых, узкоспециализированных СТО, которые могут изучить большинство технических нюансов, касающихся ремонта конкретного автомобиля. В случае мультибрендовых станций возникает ряд сложностей, связанных с малой информативностью по кузовному ремонту для определенных моделей автомобилей, а в некоторых случаях – с полным ее отсутствием у конкретного сотрудника. Неуниверсальность применения методик у различных производителей также осложняет ситуацию. По нашему мнению, на основании результатов проведенных в ряде компаний инженерных аудитов по системе LEO (Lost Economic Opportunities), доля недополученной прибыли может достигать 20% в случае отсутствия информации у мастера по конструктивным особенностям конкретного автомобиля и недостатка квалификации. В такой ситуации мастер не может определить источник информации, он начинает «придумывать» наименование деталей и обозначать для них ремонтные воздействия. Результатом подобной дефектовки станет проблема обработки заказа на требуемые детали менеджером отдела запчастей, возникнет проблема у инженера при составлении заказ-наряда. Все эти действия приведут к длительному выяснению отношений внутри компании, задержке поставки запчастей и, возможно, к акту разногласий со стороны страховой компании, а в конечном результате – к недополученной прибыли. В случае, если в сложившейся ситуации инженер подойдет к составлению заказ-наряда также неквалифицированно, назначит ремонтные воздействия для несуществующих деталей и укажет в заказ-наряде процедуры, которые не будут выполняться или не выполнялись на конкретном автомобиле, неизбежным итогом всего этого станет акт разногласий со стороны страховой компании.

Важно понимать: что для работника СТО является очевидным, не всегда понятно работнику страховой компании. Любое отклонение от «норм» проверяющей стороны, страховой компании, ведет к акту разногласий для станции. Акт разногласий – это в первую очередь задержка оплаты счета, а невозможность оспорить акт разногласий – это упущенная прибыль компании. Если специалист СТО будет знать, какие выполненные работы по той или иной причине не включены в заказ-наряд или сумеет грамотно пояснить работнику страховой компании, по какой причине добавлены те или иные операции – это может служить еще одним аргументом в пользу СТО и счет будет оплачен вовремя. Работники страховых компаний не видят физического ремонта автомобиля и не знают всего, что выполняется с ним. Всю информацию они получают только от работников станции, а потому, чтобы не возникало конфликтов с работниками страховых компаний, нужно уметь грамотно преподносить для них информацию. Специалисты «Аудатэкс» стараются довести наиболее актуальную и достоверную информацию до конечных пользователей, обновляя в программе информационные справки от производителя и Repairer Tips. Такая возможность присутствует благодаря заключенным договорам с представительствами различных автомобильных брендов в России».

Михаил Сумбатян, заместитель директора ГБОУ СПО «Колледж автоматизации и информационных технологий №20»: «Приоритет нашей работы – это качественное образование. Образование такого уровня, чтобы при трудоустройстве на работу молодой специалист не слышал таких фраз: «ты должен забыть все, чему тебя научили», «мы научим тебя заново». Хочу подчеркнуть, что коллектив колледжа стремится обеспечить выпускников современными знаниями и компетенциями. Для этого мы проводим большую работу. Все лаборатории, где проходят занятия, оснащены современными техническими средствами, соответствующими стандартам современных кузовных станций; преподавательский состав колледжа составляют специалисты высшей категории. Почти все они пришли в сферу обучения, имея за своими плечами опыт реальной работы в сфере автомобильного ремонта. Немаловажным будет отметить, что колледж регулярно привлекает для преподавательской работы специалистов, которые имеют самые актуальные знания из авторемонтной сферы. Кроме того, весь преподавательский состав регулярно проходит тренинги и курсы обучения от ведущих компаний-производителей материалов и оборудования для автосервисной отрасли.

Уже на 3-4 курсе, в зависимости от программы, студенты проходят производственную практику, работают в реальных условиях автосервиса или кузовной станции. Благодаря практическим знаниям каждый студент уже после 2-3 месяцев занятий становится привлекателен для работодателей, готовых принять его в качестве молодого специалиста на предприятие. И прой, место прохождения практики становится постоянным рабочим местом.

Ежегодно колледж выпускает 100-120 молодых специалистов по автотранспортному направлению. В основном они находят рабочие места в московском регионе. Статистика трудоустройства показывает высокую лояльность молодых специалистов выбранной профессии. Это, на наш взгляд, закономерно: интерес абитуриентов к выбранной специальности не просто поддерживается на протяжении всего периода обучения, но и повышается, т. к. вся практико-ориентированная их деятельность проходит на современной базе и с решением реальных бизнес-кейсов.

В настоящее время одна из важных задач системы профессионального образования – разработка профессиональных стандартов. Разработку таких норм должны осуществить межотраслевые союзы и организации. Если говорить о сфере кузовного ремонта, то каждый из нас понимает: для определения стандартов рабочих процессов по каждой профессии требуется щепетильный и профессиональный подход. Например, нужно четко определить все этапы технологической цепочки, которые необходимо выполнить, к примеру, автомаляру, а потом проанализировать, какие образовательные стандарты соответствуют каждому этому этапу. И так по каждой специальности. Это весьма большие временные и человеческие затраты.

Но мы уверены, что пока идет разработка стандартов, сидеть сложа руки просто недопустимо. В деле подготовки профессиональных кадров необходимо действовать вместе образовательному учреждению и работодателю. И если у этих сторон не будет обоюдного желания идти друг другу навстречу, положение дел в сфере профессионального образования не изменится.

Вот какие пути совместного делового сотрудничества видятся нам:

  • Для того чтобы молодые сотрудники соответствовали стандартам современных кузовных станций, необходимо проводить обучение на специфическом оборудовании с применением конкретных материалов. Предоставление такой материально-технической базы со стороны работодателя как раз и может стать его большим вкладом в общее дело подготовки молодых специалистов по стандартам, устанавливаемым самими предприятиями ремонта.
  • Совместная разработка обучающих программ и реализация различных форматов обучения: от мастер-классов до «института наставничества»; контроль за их реализацией; ведение спецкурсов преподавателями со стороны компаний-производителей.
  • Проведение процедуры независимой сертификации молодых специалистов в конкретной области.
Работодатели должны понимать, что такие колледжи, как колледж №20, – это настоящие кузницы кадров. Мы считаем, что необходимо вести работу, которая уже сейчас будет стандартизировать отрасль профессионального обучения. Один проектов, над которым мы работаем в настоящее время совместно с компанией «Аудатэкс», – независимая сертификация специалистов в сфере автомобильного ремонта. Сама процедура сертификации будет лишена воздействия человеческого фактора за счет ее полной компьютеризации. Наиболее важное преимущество такой сертификации, помимо того, что она является независимым подтверждением высокого уровня компетенций сотрудника, является и то, что она даст каждому специалисту уникальный ID-номер. Этот номер будет включен в единый реестр, доступ к которому будут иметь все работодатели авторемонтной отрасли. Благодаря этому удастся не только упростить подбор специалистов, но и сократить прямые расходы, связанные с поиском персонала». 



Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.




DeVilbiss - теперь цены в рублях


Ms-chip







Подписка на новости

Ваш e-mail