19 мая 2024,
09:05
Москва

Увеличиваем прибыль компании

18 января 2022

Увеличиваем прибыль компании

В финансовой практике оценки показателей существуют различные виды прибыли: валовая, операционная, чистая и т. д. Они помогают правильно оценить деятельность компании по объектам, влияющим на формирование итогового финансового результата. Отчетность компании должна быть достоверна, чтобы руководитель мог оценить свои управленческие решения, а инвестор мог определить свои приоритеты.

Одним из основных показателей, характеризующий финансовый результат деятельности компаний, является прибыль. Прибыль — это разница между доходами и расходами компании. Отчет о финансовых результатах входит в состав бухгалтерской отчетности компании. Пользователями финансовой отчетности любой компании является достаточно широкий круг лиц — это инвесторы, сотрудники, поставщики, покупатели компании, кредиторы, государственные органы. И у каждого пользователя есть свои информационные потребности.

Сейчас мы можем смотреть отчетность компании в открытом доступе на сайте nalog.ru.

Таблица 1

Форма расчета прибыли


Отчет о прибылях и убытках

тыс. руб.

Выручка от реализации

10 000

Себестоимость продаж

6000

Валовая прибыль

4000

Расходы

1500

Операционная прибыль

2500

Финансовые доходы и расходы

1

Курсовые разницы

2

Налогооблагаемая прибыль

2497

Налог на прибыль

499

Чистая прибыль

1998


В таблице 1 представлены необходимые для анализа показатели, которые отражают доходность на разных этапах накопления прибыли.

По данным журнала Forbes, большинство компаний в России в 2020 году пострадали от пандемии коронавируса. ВВП России сократился на 3 %, а такие отрасли, как производство газа и угля, тепловая энергетика, гостиничный и ресторанный бизнес, пассажирские ж/д перевозки, стали убыточными. Из 30 самых прибыльных компаний 2020 года выручка выросла у 11 (36,6 %), а чистая прибыль — у 12 (40 %). Самыми прибыльными компаниями стали «Сургутнефтегаз» (743 млрд рублей), «Норильский никель» (264 млрд рублей) и «Роснефть» (181 млрд рублей). Но, конечно, есть компании, которые в разы увеличили свою прибыль, у «Русгидро» прибыль выросла в 73 раза, у «Магнита» прибыль выросла на 245 %, а у «Мегафона» — на 227 % и составила 27 млрд рублей.

Валовая прибыль (Gross profit, GP) — это разница между выручкой от продажи товаров и закупочной стоимостью товаров, в нашем примере это 4000 тыс. рублей.

Операционная прибыль (Operating Profit, OP) — это разница между валовой прибылью и себестоимостью по обычным видам деятельности, без учета внереализационных операций, налога на прибыль и процентов по кредитам и займам. В нашем примере это 2500 тыс. рублей.

Чистая прибыль (Net Profit, NP) — это разница между доходами и расходами компании, включая все направления деятельности. Это разница между тем, что заработал бизнес, и всеми издержками. В нашем примере это 2500 тыс. рублей. При этом выручка — это объем продаж, а не объем поступивших денежных средств за товары и услуги, без учета налога на добавленную стоимость. То же правило относится и к расходам, это не потраченные деньги, а фактически понесенные расходы, например арендная пата за месяц, срок оплаты по которой не наступил.

Структура формирования прибыли компании

После расчета величины прибыли мы должны понять, насколько наши результаты хороши или плохи. Для этого мы можем посмотреть динамику показателей прибыли, сравнивая ее с аналогичными периодами или с предыдущими отрезками времени. Так мы можем проконтролировать темп роста прибыли. Также мы можем сравнить фактические показатели прибыли с бюджетными и рассчитать их выполнение. Кроме того, мы можем рассчитать коэффициенты рентабельности и сравнить свои показатели с показателями лидеров рынка или компаниями-конкурентами.

Основными коэффициентами рентабельности являются следующие показатели:

  • Рентабельность продаж (Profit Margin) = Чистая прибыль / Выручка (%).

В нашем примере РП = 1998 / 10000 * 100 = 19,98 %.

Коэффициент показывает нашу долю прибыли в каждом рубле продаж.

  • Рентабельность активов (Return of assets, ROA) = Чистая прибыль / Активы (%)

В нашем примере РА = 1998 / 10729 * 100 = 18,62 %.

Коэффициент показывает нашу долю прибыли в каждом рубле активов компании (запасов, дебиторской задолженности, денежных средств, основных средств и т. п.).

  • Рентабельность собственного капитала (Return of equity, ROE) = Чистая прибыль / Собственный капитал (%).

РСК = 1998 / 6229 * 100 = 32,08 %.

Коэффициент показывает нашу долю прибыли в каждом рубле капитала компании (уставного капитала, добавочного капитала, резервов, нераспределенной прибыли и т. п.).

Чем выше показатели рентабельности при прочих равных условиях, тем лучше финансовое состояние компании.

Таблица 2

Рентабельность некоторых мировых компаний, %


Компания

ROA

ROE

Profit margin

Apple

25,80

131

26,70

Microsoft

19,60

46,20

36,50

Tesla

4,20

10

5,10

Honda

4,50

11,10

6,60

Ford

2,70

6,90

1,40

Toyota

5,00

13,20

9,80

Ваша компания

 

 

 


Какую компанию выбираете вы? Я голосую за Apple. Вместе с Уорреном Баффетом, у которого 41 % портфельных инвестиций приходится на Apple.

Анализ прибыли поможет вам определить правильность выбранного вами вектора развития компании. Для меня прибыль — это основной показатель, наряду с выручкой, который я внимательно отслеживаю и контролирую для принятия управленческих решений, коррекции показателей и мотивации сотрудников. Хотя мы тратим на расчет этого показателя много усилий, это необходимо для оценки положения компании в определенный момент времени. Кроме того, ценность этих отчетов в том, что они могут быть использованы для предсказания будущих доходов и планирования действий, которые помогут компании в дальнейшем развиваться эффективнее.

Считайте прибыль, друзья, и она у вас будет расти!

Алена Солонская

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить