03 мая 2024,
20:05
Москва

Кузовной ремонт. На чем нельзя экономить?

1 декабря 2021

Кузовной ремонт. На чем нельзя экономить?

Работа малярно-кузовного цеха должна приносить прибыль. За исключением различных теневых схем работы это действительно так. Собственно, прибыль формируется из разницы доходов и затрат, учитывая налоговые отчисления, естественно. С доходами в малярно-кузовных цехах дело обстоит не самым лучшим образом, учитывая ремонты по направлению ОСАГО, на которых заработать «по-честному» можно, разве что на лакокрасочных и расходных материалах, да и то с каждым годом все меньше и меньше. С расходами также все обстоит не очень хорошо: расценки на энергоносители повышаются, цены на лакокрасочные и расходные материалы растут, зарплатные запросы сотрудников также возросли, на рынке специалистов кузовного ремонта наблюдается стагнация. Для того чтобы достойно зарабатывать, многие малярно-кузовные цеха идут на снижение издержек. У некоторых эта мера приводит к повышению прибыли, у других оборачивается дальнейшим снижением. Предлагаю разобраться в причинах успехов или неудач в снижении затрат.

Для начала давайте выясним, что является основой эффективной работы малярно-кузовного цеха. Какие ресурсы задействованы в процессе кузовного ремонта?

Во-первых, это площади. Под площадями понимается пространство, на котором можно производить ремонт автомобилей, парковки, склады, клиентская зона, административные и бытовые помещения. Понятно, что чем больше площадей, тем большей пропускной способностью обладает цех, однако каждый квадратный метр требует оплаты, порой достаточно высокой (в случае аренды, например). При этом недостаточное количество площадей можно компенсировать организационными (например, график работы) и инженерными (например, многоуровневые парковки) решениями.

Во-вторых, это персонал. Это люди, обладающие соответствующей квалификацией для выполнения ремонта, обслуживания потока автомобилей и продажи услуг малярно-кузовного цеха. Несмотря на дефицит действительно квалифицированных кадров малярно-кузовных цехов, имеется возможность повысить квалификацию имеющихся сотрудников, а также нанять более квалифицированных.

В-третьих, это деньги. Здесь подразумевается оборотный капитал для закупки запасных частей, материалов, выплаты заработных плат, арендных и текущих площадей. Несмотря на риски, при недостатке оборотных средств можно прибегнуть к сторонним инвестициям.

В-четвертых (а на самом деле во-первых), это время. В отличие от трех вышеперечисленных ресурсов время является единственным исчерпаемым ресурсом, от эффективности использования которого зависит эффективность использования всех остальных ресурсов. Ведь если площади можно увеличить, иногда только косвенным способом, персонал можно обучить, а деньги в крайнем случае привлечь, то потраченные минуты, часы и годы вернуть никаким способом не удастся и от того, насколько эффективно в вашем малярно-кузовном цеху используется этот без сомнения ценнейший ресурс под названием «время», зависит эффективность, а значит, и объем прибыли.

Теперь о собственно экономии. В идеале «правильная» экономия должна приводить к снижению затрат без потерь в качестве и сроках выполнения ремонта, то есть к повышению эффективности использования ресурсов малярно-кузовного цеха. Собственно, экономия призвана снизить потери, влекущие за собою повышенные затраты. Часто приходится встречать экономию, нацеленную на снижение так называемых явных потерь (экономия на оплате труда, на качестве запчастей и материалов, на обслуживании оборудования, на туалетной бумаге в конце концов). Как правило, такая «экономия» не приводит ни к чему хорошему. Ведь скрытые потери, наносящие наибольший ущерб, остаются неизменными, а экономия на том, что необходимо потратить для получения качественного результата, как правило, приводит к снижению качества оказания услуг в общем и выполнения ремонта в частности.

Простой пример экономии на обслуживании оборудования: в целях экономии не были вовремя заменены напольные фильтры в окрасочно-сушильной камере. Когда давление в камере в режиме сушки не позволяло держать двери камеры в закрытом положении, загрязненные напольные фильтры просто убрали! В результате пришлось производить дорогостоящий ремонт вытяжной группы, не говоря уже о том, что цех понес значительные убытки из-за простоя в течение нескольких дней.

На чем же все-таки нельзя ни в коем случае экономить в кузовном ремонте?

  • На качестве. Для обеспечения удовлетворенности клиентов многие малярно-кузовные цеха применяют трехступенчатую систему контроля качества: при смене этапов ремонта, после окончания ремонта и перед сообщением клиенту о готовности автомобиля.
  • На обслуживании оборудования. Несоблюдение регламентных работ по обслуживанию оборудования влечет за собой преждевременный выход оборудования из строя и может привести к простоям цеха.
  • На условиях труда. Неудовлетворительные условия труда, как правило, приводят к низкой эффективности работы персонала, а также к низкому качеству выполнения ремонта.
  • На программном обеспечении. Программное обеспечение, равно как и производственное оборудование, преследует основную цель — снизить затраты времени при обеспечении необходимого уровня качества. По стоимости программное обеспечение также можно сравнить с производственным оборудованием. Если программное обеспечение позволяет снизить потери времени и избежать ошибок, то инвестиции в автоматизацию окупятся достаточно быстро.

  • На оплате труда. Несоблюдение договоренностей, касающихся финансовой мотивации персонала, влечет за собой потери, существенно большие, чем появившаяся «экономия» средств. Это потери репутации компании, снижение эффективности работы, злоупотребления, на которые у обманутого сотрудника появляется полное моральное право. Практика показывает, что в случае увольнения сотрудника из компании уровень оплаты труда нового сотрудника, как правило, выше, чем оплата труда уволившегося, не говоря уже о затратах на поиск нового сотрудника.
  • На запасных частях. Процесс заказа и доставки запасных частей является, как правило, самым продолжительным и важнейшим при осуществлении планирования выполнения кузовного ремонта. Соответственно, «сэкономив» на запасных частях, цех не только рискует получить некачественную новую деталь, но и может существенно «растянуть» сроки ремонта, что приведет к более существенным затратам, чем экономия.
  • На качестве дефектовки. Некачественно выполненная дефектовка автомобиля приводит к дополнительным согласованиям и заказам запчастей в процессе ремонта, что существенно снижает эффективность выполнения работ, приводит к несоблюдению сроков ремонта, а также снижает эффективность использования площадей и «замораживанию» средств в запасах деталей, заказанных ранее.
  • На лакокрасочных и расходных материалах. В зависимости от пропускной способности и текущей загрузки цеха возможно использование материалов различных ценовых диапазонов, но необходимо понимать, что материалы в некотором смысле являются инструментом для выполнения работ. Ведь, например, без краски, так же как и без краскопульта, невозможно выполнить окраску автомобиля. Таким образом, материалы разных ценовых сегментов обеспечивают разные затраты времени на выполнение кузовного ремонта и окраски. Соответственно, те материалы, которые подходят для использования в цехах с низкой пропускной способностью, будут непригодны при работе «на потоке», где необходимо качественно выполнить ремонт с наименьшими затратами времени.

Так что же остается? Где снижение затрат обернется выгодой для малярно-кузовного цеха?

  • Основное направление экономии в малярно-кузовном цеху — это экономия потерь времени, влекущая за собой общее «оздоровление» процесса кузовного ремонта. Это минимизация простоев автомобилей, клиентов, сотрудников, площадей. Это снижение времени нахождения запасных частей на складе цеха. Это повышение квалификации персонала и оснащение его оборудованием и инструментом, приводящее к снижению времени на выполнение ремонта без потери уровня качества.
  • Следующее направление — снижение запасов. Снижение запасов материалов и запасных частей на складах позволяет высвободить оборотные средства, тем самым снизить риск кассового разрыва.
  • Учет материалов, который позволяет снизить удельный расход и, соответственно, себестоимость выполнения ремонта.
  • Снижение времени нахождения автомобилей в цеху. Принцип «в цеху должны находиться только ремонтируемые автомобили» позволяет повысить эффективность использования производственных площадей цеха.
  • Разумная экономия энергоресурсов и материалов для обслуживания оборудования. Выключение освещения тогда, когда в нем нет необходимости, позволяет экономить на электричестве. Перевод окрасочно-сушильных камер на газ (если возможно) позволит сэкономить на топливе. Использование аппаратов для промывки краскопультов позволит сэкономить на жидкости для промывки, а также снизит потери времени маляров.
  • Исключение задваивания операций (за исключением контроля качества) позволит снизить потери времени на документооборот.

Таким образом, экономия, направленная в нужное русло, позволяет действительно повысить прибыль цеха, а экономия на явных затратах, «лежащих на поверхности», зачастую может способствовать дальнейшему снижению прибыли цеха.

Комментарии

Владимир Панов
5 января 2022
Соболевскому Алексею:  принципиальное описание системы (МПРК):

1. МПРК - это минимальный производящий работу комплекс. Предназначен для организации рабочего времени в пределах одного рабочего поста.

2. Система (МПРК) включает в себя 3х работников, которые используют штатный производственный график позволяющий каждому работнику входящему в систему после 4х рабочих дней уходить на 2 штатных выходных дня.

3. Рабочее время каждого работника разделено на две части (обязательную и дополнительную).

4. Время работы производственного поста МПРК состоит из двух обязательных частей рабочего времени двух работников ( третий работник будет находиться в режиме выходного дня).
Такая схема позволяет практически в два раза сократить потери рабочего времени в случае отсутствия работы. Дополнительная чсть рабочего времени сотрудника используется только при наличии работы и только с его согласия. Здесь стоит отметить, что такая схема позволяет при постоянном времени работы производственного поста (10;12;14; 16 часов в день) значительно изменять (экономить) дневной потенциал рабочего времени сотрудников.

5.Время работы производственного поста может оставаться неизменным в течении дня; недели; месяца; года, т.е. всего срока действия предприятия.
KuzovMedia
24 декабря 2021
Ответ Алексея Соболевского: Здравствуйте. Я слышал о подобной системе. Идея интересная, но, честно говоря, ни разу не видел эту систему в действии. Если у Вас используется подобная система организации производства, с удовольствием готов ознакомиться, если Вы конечно, не против.
Владимир Панов
24 декабря 2021

Источник: https://kuzov-media.ru/blog/aleksey-sobolevskiy/kuzovnoy-remont-na-chem-nelzya-ekonomit/ © Журнал Кузов

Алексей, спасибо большое за статью! Очень интересны ваши мысли относительно экономии потерь рабочего времени времени. В связи с этим хотелось бы спросить, а прходилось ли Вам слышать про систему организации рабочего времени (МПРК)? Эта система позволяет экономить до 50 % месячного потенциала рабочего времени производственного поста из-за прстоев связанных с отсутствием работы. Да, МПРК - минимальный производящий работу комплекс, предназназначен для организации рабочего времени в пределах одного производственнго поста. Спасибо!

Источник: https://kuzov-media.ru/blog/aleksey-sobolevskiy/kuzovnoy-remont-na-chem-nelzya-ekonomit/ © Журнал Кузов
Показать больше комментариев
отправить